— Мамочка! Мамочка, мне страшно! Можно я останусь у вас? — каждый вечер с такими словами прибегает пятилетний сын в нашу с мужем спальню. Очередной раз со слезами на глазах упрашивает оставить его в нашей постели до утра. Опять ему страшно оставаться одному в детской. И почему он такой трусишка?! Не девочка же, поди, будущий защитник!

Поведение сына настораживает. Его детские страхи порой беспочвенны. Не дает покоя вопрос, почему он такой пугливый. Всего боится: засыпать один — боится, темноты — боится, сам даже в туалет ночью не пойдет, меня зовет. Даже сказки слушать до конца отказывается, начинает рыдать.

Наши детские страхи

Вспомните себя маленьким. Чего вы боялись больше всего? Может, помните случай, который вызывал у вас в детстве сильный страх?

Каждый из нас, взрослых людей, может припомнить историю или несколько, когда что-то очень сильно напугало. Неприятные воспоминания спустя десяток лет могут вызывать лишь улыбку. Даже смех возникает от всей комичности ситуации и той небывалой глупости, в которую мы верили тогда. Возможно, вы уже раскрыли причину своего детского страха. Или нет?

Детские страхи — что нас пугает

Что чувствует ребенок, когда напуган? Страх. Маленький человечек, который еще сам не всегда может отличить хорошее от плохого, полезное от вредного. Чтобы вовремя распознать опасность и сохранить себе жизнь, он полностью полагается на взрослых. Ребенок по-другому смотрит на мир. Не знает и не понимает того, что взрослый вполне может объяснить через призму своих знаний и опыта.

Бояться и испытывать страх может любой ребенок. Это нормальная реакция. Когда рядом есть взрослый, который объясняет, что происходит, защищает, ребенок чувствует себя в безопасности и перестает бояться. А если неожиданно теряет это чувство защищенности, то естественной реакцией для малыша будет крик, плач или, наоборот, полный ступор.

Например, отвлекся в магазине на яркую вывеску и потерял маму из виду. Хотя она будет в двух шагах от него, а он ее просто не видит. Первая реакция — это страх, хотя мама за ним приглядывает. Ведь это ее первоочередная задача — присматривать за ребенком, пока он маленький и не может сам позаботиться о себе.

Бывает, родители делают так специально — прячутся неподалеку, чтобы увидеть реакцию ребенка. Или в целях профилактики устраивают испытания, чтобы отучить его засматриваться по сторонам.

Такие методы часто имеют неблагоприятные последствия.

Что говорит о детских страха психология? Счастливая мама — счастливый малыш!


Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана знает больше о детских страхах. Открывает мамам более глубокий смысл этого явления. Спокойная мама — спокойный малыш. Когда мама избавляется от тревожных мыслей и состояний, то и ребенок чувствует себя под защитой, а значит, он тоже спокоен.

Если маме страшно, то и ребенок это чувствует.

Чувство защищенности и безопасности — базовое. Когда ребенок еще совсем мал, он, как лакмусовая бумажка, считывает и транслирует состояние мамы. Это наблюдаемо. Только у него это проявляется иначе. В виде страхов оставаться одному, более частых истерик, плача по любому поводу или повышения температуры.

Когда ребенок становится старше, например, уже школьник, это базовое чувство защищенности придает ему уверенности в собственных силах, помогает справиться с трудностями, дает силы самому решать свои проблемы.

Преувеличение, фантазии и слезы ребенка как сигнал к действию!

Бывает, детские страхи совсем преувеличены, надуманы, без всякой на то очевидной причины. Нам, взрослым, так кажется. Мы можем сравнивать с собой. Вспоминать, как было в нашем детстве. И если мы ничего подобного не испытывали в такой ситуации, то расцениваем страх нашего ребенка как обычное преувеличение, фантазию. Не придаем этому значения. Списываем на детские шалости, как способ лишний раз привлечь к себе наше внимание. Но это не так.

Есть особенно чуткие дети. Они более эмоциональны, более впечатлительны, чем другие дети.

Дети со зрительным вектором.

Эмоциональная амплитуда у таких детей намного выше, чем у других. Они иначе видят окружающую действительность. Зрительный вектор — это образный интеллект, особое восприятие света, цвета. Глаза — это их самый чувствительный сенсор в восприятии мира. Могут восхищаться красотой обычного цветка на клумбе, бросая вскользь:

— Ах, какая красота, какой красивый!

Такие громкие слова для описания пустяшного цветочка, на наш взгляд, кажутся весьма преувеличенными. А для ребенка со зрением — вполне естественно.

Могут чаще остальных плакать, впадать в истерику по каждому поводу. Но это проявление их эмоций. Смех и слезы — всегда рядом. Им свойственны перепады в настроении. Зрительные дети отличаются и богатой фантазией, склонны к преувеличению очевидных для остальных фактов. Но на самом деле это их свойство видеть то, что не разглядеть другим. В более ярких красках, в более точных деталях. Часто говорим о зрительниках, что они из мухи слона раздувают. А на самом деле окружающие не видят того слона, которого они разглядели в мухе.

Дети со зрительным вектором нуждаются в правильном развитии. Тогда дальше они развиваются в свою противоположность. Наивысшая эмоция по уровню развития человека в зрении — это любовь.

Детский страх как реакция на опасность

Любой человек желает сохранить себя целым и невредимым, сохранить свою жизнь. Так и ребенок научается со временем отличать вредное от полезного, плохое от хорошего. А пока он еще совсем мал, его естественная реакция на опасность — это страх.

Наше тело способно проявлять себя запахом, а наша психика - эмоцией. Страх — это негативная эмоция. Мы боимся — испытываем страх. Когда зрительных детей постоянно запугивают, они находятся в постоянном стрессе.



Первобытный страх зрительного ребенка, заложенный в нем глубоко, в его психике — это страх смерти. И это не какой-то абстрактный страх, а конкретный страх быть съеденным. Зрительная девочка боится быть съеденной хищником, леопардом. Мальчик — каннибалом.

Дети боятся темноты, потому что в ночное время страх обостряется бессознательно. Человеку свойственно плохо видеть в темное время суток, в то время как хищники видят значительно лучше нас.

— Мамочка, включи свет, посиди со мной!

Такая просьба перед сном — норма для зрительного ребенка. Это определенный этап развития.
Но еще мы усиливаем этот страх, когда читаем ему сказки о каннибализме, которые активизируют первобытный страх.

— Колобок прыг ей на язык, а лиса — ам его! И съела колобка…
Или
— Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел.


Страх как торможение в развитии ребенка

Детские страхи

— это всегда негативные переживания ребенка. Что плохого в страхе? Бывает так, что по совету своих хороших знакомых или по опыту наших бабушек и дедушек, мы принимаем в корне неверные действия, чтобы помочь ребенку справиться со страхом:
— оставляем его в темной комнате, чтобы он понял, что на самом деле ничего нет страшного в темноте, бояться нечего.
— запугиваем его страшилками, чтобы слушался. Например, если он встанет с кровати, то к нему придет страшный бабайка и напугает его.
— можем высмеивать и называть его трусишкой.
— читаем сказки про каннибализм.
— запрещаем плакать, требуем быть смелой девочкой. Или вести себя как настоящий мужчина. Мужчина не должен плакать.

Так или иначе ребенок пугается еще больше. Это наносит непоправимый вред его детской психике, и ребенок останавливается в своем развитии.

А как же им не бояться страшилок, сказок про каннибализм, в которых на месте козленочка, колобка или поросенка зрительный ребенок обязательно представляет себя. Этот страх за себя мешает детям развиваться дальше. Это мешает им пройти этапы преобразования их эмоций страха в эмоции любви к другим людям. Научиться настоящему сопереживанию за других.

Страх — это и есть нехватка любви, нехватка эмоциональных связей с другими людьми. У зрительных детей, в первую очередь, эта связь восполняется в общении с другими людьми, в сопереживании. Страх и любовь — это одна и та же эмоция на разных уровнях развития чувственности человека. И то и другое проявляется наружу слезами. Слезы во время истерики — это страхи за себя. Слезы от сопереживания за других — это проявление любви.

Если зрительного ребенка не развивать правильно психически, то он остается в состоянии страха на всю оставшуюся жизнь. Страхи будут проявляться в виде самых различных фобий. А это мешает в полной мере наслаждать жизнью.


Страхи преследуют зрительников всю жизнь, пока они этого не осознают. Именно страхи делают их зависимыми от астрологов, гадалок и магов.

Чтобы детские страхи остались в прошлом и не влияли на дальнейшую судьбу, ребенка нужно правильное развивать. Акцент делать не только на физические и умственные способности, но и вырастить его психически здоровым.

Бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана дают информацию о том, насколько психически наши дети могут от нас отличаться. Регистрация по ссылке.

Родители, которые прошли полный тренинг, делятся своими результатами.

Дочка категорически отказывалась спать одна в своей детской, без меня она не засыпала

…Моя зрительная девочка — дочка категорически отказывалась спать одна в своей детской, без меня она не засыпала…
И, о чудо, она сама в один из дней заявила мне, что с сегодняшнего дня будет спать в своей кроватке…
Ольга П., специалист по недвижимости

Корректор: Ирина Щербакова

Понравилась статья? Поделитесь в соцсетях.
Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий авторизировавшись через любую из представленных социальных сетей либо просто указав имя и эл. почту

   

HaBepx